10 принципов гармоничной жизни (Яма Нияма)

20/03/2018
10 принципов гармоничной жизни (Яма Нияма)

Сегодня — конспект цикла лекций 10 принципов гармоничной жизни (Яма Нияма) от Дады Садананды. Несмотря на то, что эти принципы ориентированы на йогов, применимы они в той или иной мере абсолютно для всех людей, поскольку, по их содержанию, представляют собой те средства, с помощью которых индивид может встать на путь к Человечности.

Помимо ознакомления с конспектом рекомендую также пересмотреть весь цикл лекций самостоятельно.

1. АХИМСА. ЖИЗНЬ БЕЗ СТРАХА И АГРЕССИИ. ПРИНЦИП ОТКАЗА ОТ ЗЛА

Не причинять вреда мыслю, словом, действием.

Важны приоритеты: если нужно убить животное, чтобы выжить, — это не нарушение ахимсы. Если ради удовольствия — нарушение. Пример: если в доме завелись мыши и можно их изгнать без уничтожения — так и делайте. Если нет возможности так сделать — уничтожение не будет нарушением ахимсы. То же самое касается всех существ всех уровней сознания: людей, животных, растений, «неживой» природы.

Отлавливаем негативные мысли и заменяем позитивными. Культивируем в себе коректность на уровне слов. Я буду жить так, чтобы причинять как можно меньше вреда другим живым существам.

2. САТЬЯ. ОПОРА НА СИЛУ ДУХА. ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ДОБРОЙ ПРАВДИВОСТИ

Всегда следовать доброй правдивости в мыслях, словах, действиях.

Перед тем, как конструктивно критиковать или констатировать определённый факт, нужно понять, делаю ли я это из чувства безусловной любви и благожелательности к тому, кому эта критика и констатация направлена, либо из чувства эгоизма и желания самопревознесения.

Если да, тогда высказываем это, но облекаем в такие формы, которые вдохновляют, приносят нечто созидательное. Напр., вместо того, чтобы говорить другому человеку, что он всё сделал не так, можно похвалить, а потом добавить, что ещё лучше можно было бы сделать, например, вот так.

Если констатация факта или критика (неконструктивная) увеличит чьи-то страдания, факты позволяется исказить. Но при этом всегда следует понимать, что если ложь была своекорыстной, то это — нарушение принципа Сатьи.

Универсальная проверка: если то, что я говорю или делаю сопутствует прогрессу и развитию, значит, нужно говорить/делать. Если деградации — лучше промолчать, либо изменить факт так, чтобы он сопутствовал прогрессу и развитию.

3. АСТЕЯ. БОГАТСТВО В ГАРМОНИИ СО ВСЕЛЕННОЙ

Никогда (даже в мыслях) не допускать воровства. Всегда отдавать долги. Всегда жертвовать часть своих доходов окружающему миру (напр., 2% от месячного дохода направлять на помощь нуждающимся).

Будь в гармонии со Всевышним и окружающим миром, и мир всегда позаботится о тебе.

4. АПАРИГРАХА. ЕЩЕ ОДИН ШАГ К СВОБОДЕ. ОТКАЗ ОТ ЛИШНЕГО

Счастье — в простоте. «Вселенная заботится обо мне и даёт мне всё необходимое в нужное время.» «Все мои неудовлетворённые желания, на самом деле, не нужны мне для счастья.»

Принцип не значит, что нужно раздать всё имущество другим и стать нищим. Но перед тем, как приобретать определённую вещь или гнаться за определённым статусом, задайте себе вопрос: «действительно ли это сделает меня счастливым»?

Также хорошо работает добровольное принятие на себя определённых ограничений. Ресурсы, сэкономленные за счёт таких самоограничений есть смысл направить на развитие тех проектов, тех направлений в жизни своей и общества, которые кажутся Вам стоящими этого.

5. БРАХМАЧАРЬЯ. СЧАСТЬЕ ВО ВСЕМ

Чтобы поддерживать состояние разума в стабильно высоком положении, нужно всегда помнить о 3-х вещах:

  • всё, что я вижу ощущаю в этом мире, является проявлением одной из форм Всевышнего,
  • я — лишь орудие в руках Бога, он действует через меня в этом мире,
  • всё, что я делаю, я делаю из желания служения Всевышнему.

6. ШАОЧА. ВСЕСТОРОННЯЯ ЧИСТОТА. ОСНОВА КРАСОТЫ И ХАРИЗМЫ

Чистота стоит рядом с божественностью. Чтобы обрести внутреннее счатье, нужно очистить его от внутреннего загрязнения.

4 вида чистоты:

  • внешняя физическая чистота (чистота тела, одежды, среды обитания (дома, рабочего места и т.п.),
  • внутренняя физическая чистота (внутренняя чистота организма в целом и всех внутренних органов в частности); другими словами — это физическое здоровье (питание, очищение, физические упражнения),
  • внешняя психическая чистота (гигиена восприятия информации из внешнего мира: исключаем всё, что загрязняет наш ум),
  • внутренняя психическая чистота (исключение возникновения мыслей, которые опускают наш ум вниз).

Как поддерживать:

  • внешняя физическая чистота: регулярная влажная уборка среды обитания, рабочего места и т.п., порядок в доме (все вещи имеют своё место); принятие душа минимум 1 раз в сутки, а лучше 2 раза в сутки; избегание использования химических средств (шампуней, стиральных порошков, дезодорантов, духов и т.п.) и, по необходимости, замена их натуральными аналогами; чистка зубов минимум 2 раза в сутки, тщательное полоскание рта после каждого приёма пищи; ругелярная смена и стирка одежды и т.п.
  • внутренняя физическая чистота: правильный режим питания, работы, физической активности и отдыха, правильная диета (лакто-вегетарианская), обильное питье воды. Также может применяться периодическое голодание, в течение которого тело выводит токсины из организма.
  • внешняя психическая чистота: исключение попадания в психику извне любой информации, которая выводит её из равновесия и опускает вниз, например: порно и эротики, насилия, азарта, всевозможных извращений и т.п.
  • внутренняя психическая чистота: существует 6 видов мыслей, которые загрязняют наш ум: вожделение, гнев, жадность, гордыня, зависть, привязанность. Когда они визникают, преодолевать их нужно заменой на противоположные: благожелательность, щедрость, смирение, спокойствие и т.п.

7. САНТОША. ДУХ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ

Быть счастливым или быть несчастным в каждый конкретный момент времени — выбор самого человека. Если человек относиться к себе и/или окружающему миру с ненавистью и отторжением, он не может быть счастливым.
Для начала нужно принять себя таким, каким ты есть, и быть довольным тем, что у тебя уже есть на данный момент, стараясь во всём находить позитивные стороны.
Но удовлетворённость не означает отсутствие развития. Если человек счастлив и удовлетворён тем, что у него есть, он может действовать и прилагать усилия, но уже исходя из любви и принятия, а не ненависти и отторжения.

8. ТАПАХ. АСКЕЗА И ВНУТРЕННИЙ ОГОНЬ

Страдания ради страданий не приводят к развитию личности, но способствуют деградации. Аскеза — не страдания ради страданий, но определённые самоограничения, призваные в будущем дать отдачу в виде развития личности в физической, психической, духовной сфере. Напр., я рано встаю (самоограничение), но потом весь день я проживаю более сознательно (развитие). Я соблюдаю определённую диету (самоограничение), и моё тело и разум становятся более здоровыми (развитие).

Аскеза бывает 2-х видов: для развития себя (тела, разума, духовности) и для благополучия окружающего мира (служение и помощь другим людям). В обоих случаях личность берёт на себя определённые самоограничения, но во втором случае аскеза направлена не внутрь, а наружу. Служение другим должно быть искренним и не базироваться на корыстных мотивах. Важно практиковать оба вида аскезы, так как при аскезе, направленной наружу, личность как будто-бы расширяется, увеличивается, переходит на ещё более высокий уровень развития, входя в резонанс с Природой, Космосом, Богом. Если же мотивы аскезы — исключительно корыстные, происходит обратное: сжатие и закрепощение, к котором преобладает сила статичности (невежества).

Аскеза (в т.ч. и внешняя) всегда должна быть уместной (напр., если человек умирает от голода, нет смысла читать ему лекции о смысле жизни; если вы знаете, что пяница потратит деньги на выпивку, нет смысла жертвовать ему денег).

Начинать практиковать аскезу обоих видов можно и нужно из простых вещей, напр.:

  • здоровый образ жизни (физическая активность, диета, режим дня),
  • постоянное самообразование,
  • духовные практики,
  • ухаживание за старым или больным человеком,
  • обучение других людей тому, что знаешь сам,
  • защищать слабых,
  • и т.п.

После того, как индивид преодолел превичное сопротивление его собственного тела и окружающий среды при практиковании определённой аскезы, он начинает получать удовольствие от результатов.

Аскеза всегда должна проистекать из глубинного душевного вдохновения.

9. СВАДХЬЯЯ. СТОЛЕТИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЗА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ

Этот принцип говорит о том, что индивид каждый день должен выделять некоторое количество времени на чтение, изучение, осмысление духовных материалов его учителей. Учителя — это те, кто достиг единства с Высшим Сознанием (Богом). Таким образом, индивид через изучение этих материалов постоянно пополняет запасы своей жизненной энергии и вдохновения для следования праведной жизни и служению.

В процессе изучения индивид ничего не должен принимать на веру, но осмыслять материал, задавая себе вопросы и самому же отвечая на них.

Изучение материалов от духовных учителей очень сильно ускоряет процесс развития личности, поскольку эти материалы представляют собой концентрированный опыт других людей, который копился многие годы (в некоторых случаях, тысячелетия), и который теперь учащийся имеет возможность перенять.

Процесс обучения должен происходить постоянно. Каждый фрагмент знания нужно подвергать проверке практикой жизни, обсуждать с другими людьми, своими духовными учителями, смотреть на него с разных сторон.

10. ИШВАРА ПРАНИДХАНА. ОПОРА НА БЕСКОНЕЧНОСТЬ

Нужно постепенно сменять акцент с материальных опор, на которые индивид опирается в жизни (здоровье, имущество, деньги, отношения и т.п.), на единственную по-настоящему надёжную опору — Всевышнего.

Практически это реализовывается через прогрессирующее (от меньшего к большему) направление своих мыслей от материального к духовному. Очень хорошим средством здесь может стать регулярная медитация (2 раза в день) как практика концентрации на одной целевой мысли (о том, как я вводил медитацию в свою каждодневную практику будет отдельная статья).

Данный принцип не означает отказ от материального (пока у нас есть физическое тело и мы живём в физическом мире, нам нужно определённым (правильным) образом за этим телом ухаживать и с миром взаимодействовать), но призывает к тому, чтобы самой главной опорой и надеждой в нашей жизни стал Создатель как Надмирная Реальность.

——

Важно заметить, что все мы — люди, у всех нас есть свои слабости, и для некоторых соблюдение данных принципов на полную сначала может показаться практически нереальным. Главная задача — постепенно вводить данные практики каждодневную в жизнь: пусть не все, пусть не на 100%, но надо стремиться к тому, чтобы исполнять их всё лучше и лучше. Тогда и жизнь начнёт наполняться гармонией.

Материалы для изучения

1. Принципы гармоничной жизни. Яма Нияма. Цикл лекций от Дады Садананды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *